direkt_mashin (direkt_mashin) wrote,
direkt_mashin
direkt_mashin

AVCCMLXXV / 222 г. от Р.Х.

AVCCMLXXV / 222 г. от Р.Х.

Когда Римом стал править 13-летний император Александр Север, римские традиционалисты начали гонение на все “азиатское”.

Римское государство сначало выступало по отношению к христианству как страж законности и порядка, требуя от граждан подчинения государственным традициям Рима и предотвращая общественное возбуждение, неизбежное при появлении новых религий. Впоследствии оно принуждено было стать в положение самообороны. Постоянно развивавшийся и усиливающийся религиозный культ священной особы императора вступил в неизбежное противоречие с отказом христиан принимать участие в идолослужениях. Непризнание официального культа влекло за собой обвинение в оскорблении величества (crimen laesae maiestratis) римского народа, поелику оскорблялись религиозные чувства римских граждан; и обвинение в безбожии (sacrilegium - άτεότης т.е. отрицании римской религии). Преступления эти влекли тягчайшее наказание- для римских граждан- декапитацию, для провинциалов- сожжение, распятие и травлю дикими зверями. Дела по преступлениям этого рода решались по отношению к лицам, не принадлежащим к римскому гражданству, всегда, а по отношению к римским гражданам в большинстве случаев в порядке административного надзора (coёrcitio), т.е. в необычной для римского права форме уголовного процесса, в котором определяющую роль играло свободное усмотрение магистрата. Таким образом, христиане находились в полной зависимости от произвола администрации, но этимже обусловливались относительная спорадичность и неустойчивый характер преследований. По существу вопрос о виновности мог возникать при обычном ходе вещей лишь в том случае, когда христианин по необходимости сталкивался с официальным культом. Впрочем, такие случаи были не редки, и к тому же ненависть народных масс часто указывала администрации виновных. Среди простонародья держалась худая молва о странностях культа и нечистой жизни христиан. Таким положение дела оставалось до середины III-го века по Р.Х., когда инициативу преследования взяло на себя государство. Против христианства стали издаваться специальные законы. Действия властей стали более планомерными.
Впервые христиане подверглись гонению при Нероне (54- 68 гг), после Римского пожара 64-го года, в котором Нерон обвинил христиан. Среди мучеников Неронова гонения были св. Апостолы Петр и Павел. Гонение это было местным, особого эдикта Нерон не издавал. Гонение при Домициане (81- 96 гг) было вызвано как политическими подозрениями мнительного императора, так и его стремлением возродить старинные культы, дабы противостоять усиливающейся вплоть до атеизма бездуховности широких масс римкого общества. Но особую роль сыграл при этом культ Императора. Домициан стал требовать, что бы его именовали, пока это была еще только фигура речи, deus noster (наш бог).

ИСТОРИЯ ГОНЕНИЙ

В 96 году несомненно за христианство были осуждены ближайшие родственники императора Домициана консул Флавий Климент и его жена Флавия Домицилла. Обвинили их в атеизме и следовании еврейским обычаям- странное сочетание, которое в те времена невозможно было применить ни к кому, кроме христиан, как их смутно представляли себе должностные лица той эпохи. До мозга костей порочный Домициан своих детей не имел и старший сын этой добродетельной супружеской пары при естественном ходе событий должен был бы наследовать престол. Преступление Домициана стоило ему жизни- он был убит одним из верных слуг Флавии Домициллы, но Сенат провозгласил Императором знатного и величественного сенатора Марка Кокцея Нерву и императорская династия Флавиев прервалась. Нерва правил недолго и умеренно, при нем христиан не преследовали. Осенью 97-го года преторианцы подняли мятеж, и Нерве ничего не оставалось делать, как срочно усыновить опытного полководца Марка Ульпия Траяна, который вел свои войска на Рим. 25 января 98-го года престарелый Нерва (ему иполнилось 68лет) скончался и был причислен к богам.

В вопросе отношения государства и Церкви при императоре Траяне ( годы правления- 98- 117) у нас существует полная ясность, благодаря сохранившейся переписке императора с Плинием Младшим, бывшим в ту пору (111- 112гг) императорским наместником в провинции Вифиния.


ПЛИНИЙ- ТРАЯНУ (ПИСЬМО № 96):

Я принял за правило обращаться к тебе во всех случаях, возбуждающих мое сомнение. Да и в самом деле, кто лучше тебя может побороть мои колебания или наставить меня в моем незнании? Я никогда не принимал участия в следствии над христианами: поэтому я не знаю, что и в какой степени заслуживает наказания, до каких пределов следует вести расследование. Я немало колебался по поводу того, следует ли принимать во внимание возраст, или не делать никакого различия между юными и зрелыми по возрасту людьми; должен ли я прощать за раскаяние, или же, раз человек уже был христианином, то отречение не должно помочь ему; наказывать ли за самое имя христианина, помимо вопроса о преступных деяниях, или же наказанию подлежат лишь преступления, связанные с этим именем. Пока я поступал следующим образом с теми, на которых мне доносили, что они христиане. Я спрашивал их самих, христиане ли они; если ответ получался утвердительный, я спрашивал в другой и в третий раз, грозя наказанием; упорствующих я приказывал привлекать к ответственности, потому что одно было для меня вне сомнения: каково бы ни было само по себе преступление, в котором они признались, упрямство и неприклонное упорство во всяком случае заслуживает наказания ...


ПОУЧЕНИЕ ЭПИКУРЕЙСКОЕ: Хорошо жить в провинции у моря. Почитывать свитки ученого дяди гестаповца Плиния, поругивать власть и нюхать пинии. Полил вина на тумбочку- и нет вопросов.
Tags: Старая проверенная хронология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments