direkt_mashin (direkt_mashin) wrote,
direkt_mashin
direkt_mashin

РЕПРЕССИИ ПРОТИВ ХРИСТИАН ДО ЭПОХИ БОЛЬШИХ ГОНЕНИЙ

РЕПРЕССИИ ПРОТИВ ХРИСТИАН ДО ЭПОХИ БОЛЬШИХ ГОНЕНИЙ

“Римское государство сначало выступало по отношению к христианству как страж законности и порядка, требуя от граждан подчинения государственным традициям Рима и предотвращая общественное возбуждение, неизбежное при появлении новых религий. Впоследствии оно принуждено было стать в положение самообороны. Постоянно развивавшийся и усиливающийся религиозный культ священной особы императора вступил в неизбежное противоречие с отказом христиан принимать участие в идолослужениях. Непризнание официального культа влекло за собой обвинение в оскорблении величества (crimen laesae maiestratis) римского народа, поелику оскорблялись религиозные чувства римских граждан, и обвинение в безбожии (sacrilegium - άτεότης т.е. отрицании римской религии).” Проф. Д.В.Кузьмин-Караваев

В вопросе отношения государства и Церкви при императоре Траяне у нас существует полная ясность, благодаря сохранившейся переписке императора с Плинием Младшим, бывшим в ту пору (111- 112гг) императорским наместником в провинции Вифиния.


ПЛИНИЙ- ТРАЯНУ (СРОЧНО.СЕКРЕТНО.СТР.2):

"... Было несколько человек, предавшихся подобному же безумию, которых я назначил к отправлению в Рим, в виду того, что они римские граждане. Вскоре, по мере хода процесса, оказалось, как это всегда бывает, что преступление разветвляется, что существует несколько категорий преступников. Кроме того, был получен безыменный донос, в котором назывались многие другие лица. Некоторые отрицали свою принадлежность к числу христиан; я счел возможным отпустить их, после того как они вслед за мной призывали богов и с вином и фимиамом молились на твое изображение, которое я велел принести для этой цели вместе с изображениями божеств, и после того как они помимо этого проклинали Христа,- все это такие поступки, которых, по их словам, никогда не сделали бы настоящие христиане. Другие из указанных в доносе признавались, что они христиане, но вскоре стали отрекаться от этого, говоря, что они, правда, были христиане, но перестали ими быть теперь, одни уже три года, другие еще раньше, некоторые уже лет двадцать. Все они точно так же покланялись твоему изображению и статуям богов и прокляли Христа. Они утверждали также, что единственная их вина или заблуждение заключалось в том, что они собирались в назначенный день до восхода солнца, поочередно пели гимн Христу, как Богу, и связывали себя клятвой не для какого-нибудь преступления, а наоборот, обещая не совершать воровства, грабежа, прелюбодеяния, не нарушать данного обещания, не утаивать доверенного имущества; совершив все это, они, по их словам, расходились, потом опять собирались для принятия трапезы, впрочем скромной и невинной; но даже все это они перестали делать после моего эдикта, которым я воспретил образование каких бы то ни было обществ, согласно твоему приказанию ..."

В гонение Траяново претерпели мученичество среди многих епископ Симеон Иерусалимский († ок. 109г), святитель Игнатий Богоносец († 107 или 116гг), апологет Иустин Философ († 116г).

В начале ХХ столетия, при подготовке Четиих-Миней к изданию на современном русском языке, комиссия, созданная при Святейшем Синоде, обсуждала проблемы текстологии и истории этих церковных памятников. Членами комиссии высказывались противоречивые мнения по поводу описаний чудес, содержащихся в Житиях. Одни предлагали их исключить, ставя под сомнение их достоверность, другие требовали отредактировать соответствующие места источников, применительно к «современному сознанию». Профессор Московского университета В.О.Ключевский в заключительном слове дал объективную оценку высказанным мнениям и обосновал точку зрения, которая и была принята во внимание. Он указал на два критерия православной агиографии:

Во-первых, вера первых христиан была сильнее, чем теперь. По вере и чудо.
Во-вторых, мы погрешим против исторической правды, если искусственно изменим то, что прошло через века, засвидетельствовано очевидцами страданий мучеников, не только христиан, но и язычников-нотариев и включено в древнюю христианскую письменность.



ПЛИНИЙ- ТРАЯНУ (СРОЧНО.СЕКРЕТНО.СТР.3):

"... Мне показалось необходимым пытками выведать истину у двух служанок, которые назывались у них служительницами ( диакониссами ). В результате я нашел лишь громадное извращенное суеверие. Вследствие этого я отложил расследование и прибегаю к твоему совету. Дело показалось мне достойным совещания благодаря многочисленности тех кто в нем замешан. Громадное число людей обоего пола, всякого возраста и всякого звания подвергаются и подвергнутся еще этой опасности. Зараза этого суеверия охватила не только города, но и села, деревни; повидимому, еще можно остановить и поправить дело. Так, уже замечено усиленное посещение забытых было храмов, в которых совершаются после долгого перерыва торжественные службы, мясо жертвенных животных опять выставляется на продажу, а до сих пор редко кто покупал его. Отсюда легко заключить, сколько можно бы было вернуть людей, если бы давать место раскаянию. "

ПОУЧЕНИЕ: Суровую неумолимость римского закона и равенство пред ним всех римских граждан хорошо иллюстрируе тот факт, что православной церковью к лику святых причислена ДРОСИДА Римлянка, мученица, дочь императора Траяна.
Память сей святой справляется Церковью 4-го апреля.

ТРАЯН- ПЛИНИЮ:
“Ты поступал должным образом, мой Секунд, при расследовании дела тех, на которых доносили тебе, как на христиан. Нельзя в таких случаях установить раз навсегда определенные формулы. Не надо разыскивать их: если о них донесут и их, надо подвергать их наказанию, руководствуясь, однако, тем, что раскаяние снимает вину с обвиняемого, какие бы не лежали на нем подозрения, если он станет отрицать свою принадлежность к христианам, подтверждая свое уверение делом, т. е. поклонением нашим богам. Безыменные доносы не должны приниматься во внимание ни при каких обвинениях. Это очень плохой пример, не надо его держаться в наш век”.

После императора Траяна ( знаменитого, среди прочего тем, что всех римских доносчиков он приказал погрузить на старые транспортные корабли без весел и парусов. вывести на буксире в открытое море и бросить) основополагающее указание последнего о недопустимости розыска и привлечения к ответственности христиан на основании анонимных доносов разделялось большинством римских императоров.

При Адриане (годы правления 117- 138) положение христиан улучшилось в смысле большей защищенности от произвола правителей. Адриан требовал соблюдения форм судопроизводства и запрещал осуждать по выкрикам мятежной толпы. Антонин Пий (138- 161гг) продолжал политику своих предшественников. В годы его правления приняла мученичество среди прочих святая Мелитина (16 сентября ст.ст.) силой молитвы сокрушившая идолов Аполлона и Геркулеса и обратившая многих язычников города Маркианополя ко Христу. Положение Церкви ухудшилось при Марк Аврелий (161- 180гг), считаясь с требованиями черни, император приказал (рескриптом от 177г.) судить и наказывать (знатных- заточением, незнатных- смертью) тех, кто введением новых культов даст повод к народным смутам; порядок процесса был розыскной, что являлось значительным ухудшением в сравнении с рескриптом Траяна. К этим событиям относится развернутое по инициативе муниципальной общины города Лиона жестокое гонение на христиан в 177 году по Р.Х., описанное в послании местной церкви в Малую Азию.
Гонения улеглись при императоре Коммоде благодаря покровительству его фаворитки Марции сочувствовавшей христианам.
Император Септимий Север был убежден, что во время опасной болезни ему принес пользу святой елей, которым его помазал один из его домашних рабов по имени Прокулос. Благодаря этому знаменательному исцелению христиане в глазах императора обрели благорасположение и милость. Прокулос занимал почетное положение в имперской администрации, и у императорских детей была няня христианка. Хотя, возможно, это просто слухи. Элий Спартиан про Септимия Севера пишет: « Под страхом тяжелого наказания он запретил обращение в иудейство; то же он установил и относительно христиан». Север XVII.1. Так же и рескрипты прежних императоров против христиан оставались в силе. На основании их уже 197 году началось местное гонение в Африке.
Tags: Старая проверенная хронология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments