direkt_mashin (direkt_mashin) wrote,
direkt_mashin
direkt_mashin

ПЯТОЕ ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ


ГИБЕЛЬ БРОНЕНОСЦА «CAРTAIN».

К середине 60-х годов гонка военно-морских вооружений между Великобританией и Францией достигла величайшего накала. Пепел Трафальгара стучал в сердце каждого француза. Начиная с первых броненосных кораблей, построенных по личному указанию императора Наполеона III, и до изобретенья инженером Кользом вращающейся броне-башни для орудий главного калибра, Франция в целом лидировала в этой борьбе. Однако сказывалось традиционное британское превосходство в машиностроении. Французским броненосцам не хватало мощности паровых машин и они уступали в скорости, но в битвах окутанных паром железных гигантов решающее значение имеет мощность главного калибра и таран, и количество стоящих в строю боевых единиц, а в этом, рвущийся к реваншу галльский империализм не уступал, а в некоторые годы и превосходил Флот Ее Величества. Новейший мореходный монитор, проектируемый инженером Кользом, мог помочь достичь решающего превосходства. Перед Купером Кользом стояла сложная задача- каждый линейный броненосец должен обладать полным парусным вооружением, чтобы не жечь попусту уголь и, пользуясь попутным ветром, подолгу крейсировать в Канале в составе эскадры других броненосцев. Также броненосец должен иметь высокий борт, чтобы не захлебнуться на большой волне, как «Монитор» юнионистов. Но броне-башня орудий главного калибра будучи поднята высоко над ватерлинией нарушает метоцентрическое равновесие корабля, делая его подверженным опасности опрокидывания. Инженер Кольз справился с поставленной задачей. В результате точных математических расчетов он установил, что при полном парусном вооружении и всех остальных заданных и выведенных параметрах, при длине корпуса- 320 футов, ширине- 53 фута и углублении- 25 футов 9,5 дюймов, высота надводного борта при полной нагрузке должна быть равна 8 футам 6 дюймам. Броненосец был заложен на стапеле. Одновременно за Каналом шли работы над новейшим броненосным тараном «Lе Marengo». Работы велись днем и ночью в три смены. Корпус судна был спущен на воду в срок. И тут выяснилось, что «по странной ошибке составителя чертежей» (адмирал H.W.Wilson IRONCLADS IN ACTION. LONDON,1896) высота надводного борта составляет не 8 футов 6 дюймов, а 6 футов 8 дюймов.

На закрытом совещании с кораблестроителями Первый Лорд Адмиралтейства определил текущий момент как предвоенный. В решающей битве главных сил флота будет иметь значение каждое орудие главного калибра. Инженер Кольз понимал, что полный такелаж на низкобортном броненосце неуместен, но Британия строила броненосец открытого моря, а не прибрежный монитор. Лорды адмиралтейства были суровые традиционалисты. Броненосец «Captain» был достроен как Корабль т. е. с полным такелажем. Командование им было поручено одному из наиболее способных и многообещающих офицеров- кэптену Бергойну, и на нем в разных должностях находились сыновья Чайлдерса, лорда Нортрбрука и сера Болдуина Уокера. Инженер Кольз, будучи главным конструктором корабля и джентльменом, также стоял на капитанском мостике, когда броненосец «Captain» вышел в свой первый учебно-боевой поход в составе эскадры Канала, под командованием адмирала Майлнса.
Вместе с ним в состав эскадры тогда входили «LОRD WARDEN» , «MINOTAUR», «AGINCOURT», «NORTHUMBERLAND», «BELLEROPHON», «MONARCH» и «HERCULES». «CAРTAIN» шел под парусами, но с разведенными парами, которыми при необходимости можно было воспользоваться немедленно. Для всестороннего испытания нового башенного броненосца эскадра пересекла Бискайский залив и 6 сентября 1871 г. находилась близ мыса Финистерре. В 20 часов волнение было сильное, и на западе виднелись тучи, но признаков шторма не наблюдалось. Корабли находились в строю:
«CAРTAIN» за кормой «LОRD WARDEN». В 23 часа поднялся свежий ветер и пошел дождь. В полночь барометр упал, ветер стал крепчать, и, так как стало очевидным, что будет очень скверная погода, были взяты рифы. Незадолго до часа ночи задул сильнейший шторм с юго-запада и паруса убрали. Остальное может быть досказано словами адмирала Майлнса : « В эту минуту «Кэптен» под парами, находился позади флагманского корабля и, казалось, приближается к нему. Подняли сигнал «Развернуть строй» ( “open order”), на который немедленно был дан ответ, и в 01:15 корабль находился на подветренной раковине «Лорда Уордена» приблизительно на 6 R позади его траверза; марселя были частью наглухо зарифлены, частью убраны; фок был зарифлен, грот убран уже в 17:30, косых парусов я не видел. Корабль сильно кренился на правый борт, имея ветер слева. Красный отличительный огонь его был в это время ясно виден. Несколько минут спустя я опять посмотрел в его сторону, но шел сильный дождь, и огня больше не было видно. Шквал с дождем был очень силен, и “Лорд Уорден” с помощью винта и задних триселей держался носом против сильного волнения, и временами казалось, что вода хлынет через шкафуты. В 02:15 (7-го числа) ветер несколько стих, переменил свое направление на NW и дул без шквалов; тяжелая гряда туч ушла по направлению к осту, и стали видны ясные и блестящие звезды; месяц, дававший довольно много света, садился, но не было видно ни одного большого корабля там, где в последний раз видели «Кептена», хотя на некотором расстоянии виднелись огни нескольких других. С наступлением рассвета оказалось, что эскадра несколько разбросана, но вместо одиннадцати налицо было только десять кораблей, недостающим был «Кэптен». Приплыли.

Tags: Оборона Империи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments